Другое дело с толкачами значительной мощности, у которых ходовая рубка расположена на втором и даже на третьем ярусе надстройки. В таких случаях весьма трудно или даже невозможно зрительно снизить высоту надстройки.

Попытки применить различные декоративные приемы не эффективны. Если в прошлом при значительной команде удавалось улучшить внешний вид таких судов за счет удлинения второго, а иногда и третьего яруса надстройки, то теперь при комплексной автоматизации энергетических установок и работе экипажей с совмещением профессий, число людей существенно уменьшилось и потребность в помещениях сократилась. Большую помощь в проектировании экстерьера и общего расположения буксирного судна оказывает макетирование. Применение макетирования ускоряет процесс проектирования на всех его фазах. Творческий композиционный макет (или ряд макетов — последовательных приближений) дает возможность в короткое время и без существенных затрат получить требующиеся перспективы судна с любых точек, найти наилучшее решение экстерьера. Сложный вопрос согласования надстройки с корпусом, выбор высоты, положения и формы дымовых труб — очень важного элемента общего вида судна — также решается только в результате макетирования. Неудачно подобранная труба может испортить экстерьер буксирного судна, как бы хорошо он ни был разработан. На толкачах и толкачах-буксирах с двумя и тремя двигателями устанавливают по две и три дымовые трубы, что позволяет, не ухудшая, а даже улучшая экстерьер, обеспечить возможность выема двигателей без перемещения их по ширине судна. Общее расположение помещений буксирных судов имеет как общие, так и частные решения, характерные для того или иного типа судна. Поэтому регламентировать какое-то единое общее расположение помещений в качестве типового для всех буксирных судов невозможно. Выбор того или иного варианта общей компоновки буксирного судна во многом определяется местоположением машинного отделения и его размерами. Машинное отделение занимает от 21 до 53% расчетной длины винтовых буксирных судов. У портовых кантовщиков эта величина составляет около 43%, у портовых и морских линейных буксиров — 28—32%. Машинное отделение (МО) рейдовых речных буксиров и толкачей-буксиров занимает 29—36% расчетной длины судна, у линейных толкачей-буксиров— 30—40% и у дунайских, характеризующихся удлиненным корпусом,—25—28%. Анализ расположения оборудования в машинных отделениях построенных судов показывает, что механическое и другое оборудование размещаются при указанных выше значениях длины МО с обеспечением необходимых проходов и площадей для обслуживания и ремонтных работ.